Правила дорожного движения европейских стран имеют много общего. Это объясняется тем, что в 1968 году была принята Венская конвенция о дорожном движении и дополнительная конвенция о дорожных знаках. Так что в ближайших к Украине странах основные правила и дорожные знаки почти полностью совпадают.
К примеру, во всех европейских странах водитель и пассажир должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
Во всех странах ЕС выходить из автомобиля на трассе можно только в светоотражающем жилете – он должен быть в машине обязательно (за отсутствие могут оштрафовать).
Пользоваться мобильным телефоном за рулем можно только при наличии гарнитуры «хендс-фри» или громкой связи. Причем, в Австрии в комплект «хендс-фри» обязательно должна входить подставка под телефон.
Европейские ПДД не предусматривают разницы между «обгоном» и «опережением», как у нас. Таким образом, в зоне действия знака «Обгон запрещен» нельзя опережать другие транспортные средства. Также за пределами населенных пунктов нельзя опережать (обгонять) справа.
Противотуманные фары можно включать только во время тумана (за нарушение – штраф). Световые приборы на автомобилях должны быть включены в тёмное время суток (ближний или дальний свет). Дальный свет должен быть выключен в населённом пункте, когда дорога освещена, и при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м от транспортного средства.
Подавать звуковой сигнал в Европе разрешено только для предотвращения аварийных ситуаций. Сигналить зазевавшемуся на светофоре водителю не принято. Звуковые сигналы в жилых кварталах используются исключительно в экстренных случаях, так что не стоит пользоваться ими для демонстрации своего недовольства другими водителями или для приветствия – за это могут оштрафовать.
При выезде на автобан по полосе разгона нужно разогнаться, и перестроится, обогнав тех, кто движется медленнее. Если плотный поток не позволяет выехать сразу, в конце полосы можно остановиться, но обычно попутные, увидев машину на полосе разгона, стараются перестроиться левее или притормозить, предоставив «окно».
На многорядных дорогах следует двигаться в крайнем правом ряду. Перестраиваться в другие ряды можно только для обгона. Нельзя мигать дальним светом попутному транспорту, прося уступить полосу для обгона – обычно для этого используют левый «поворотник».
Во многих странах, чаще всего во Франции и Германии, при резком торможении авто на автобане принято включать «аварийку» и «по цепочке» передавать идущим сзади сигнал о том, что поток останавливается или резко тормозит.
На автобанах можно останавливаться только на специальных местах для парковки. На обочине возможна только аварийная остановка при поломке. В этом случае все, кто выйдет из машины, должны быть одеты в светоотражающие жилеты.
Во Франции, Германии и Австрии и некоторых других странах, пешехода следует пропустить на переходе еще до того, как он ступил на «зебру». Останавливаться надо даже в том случае, если человек только подошел к переходу.
Согласно общепринятым правилам, при круговом движении водитель, въезжающий на круг, должен уступать дорогу уже находящейся на круговом перекрестке машине. Бывают и исключения, но это всегда четко оговорено знаками и разметкой. Исключение в Австрии, на перекрестках с круговым движением, преимущество имеют транспортные средства, въезжающие на круг.
Существенное отличие от украинских ПДД – правило правой дополнительной секции светофора. В случае, если основной сигнал светофора зеленый, а правая дополнительная секция не горит, поворачивать направо не разрешено. В случае, если основной сигнал светофора красный, но при этом включена правая дополнительная секция, поворачивать направо можно, однако перед поворотом следует затормозить до полной остановки и пропустить транспорт и пешеходов с других направлений.
Во всех европейских странах использование антирадаров влечет за собой очень внушительное наказание. Также могут наказать за использование навигаторов с активированной функцией антирадара.
Общеевропейский телефонный номер для чрезвычайных ситуаций – 112.
Несмотря на общую схожесть, ПДД европейских стран имеют некоторые национальные особенности (например, дорожные знаки на обычных дорогах в Германии, Австрии, Венгрии, Польше – на зеленом фоне, а на автобанах – на синем. Во Франции и Италии – наоборот, т.е. как у нас).
Более всего различаются размеры штрафов за нарушения ПДД, и в первую очередь – за малейшее несоблюдение скоростных режимов, условия использования дальнего и ближнего света.
По воскресным и праздничным дням с 00:00 до 22:00 часов вводится полный запрет движения грузовых машин разрешенной максимальной массой более 7.5 тонн, а также грузовых машин с прицепом.
Запрет не распространяется на перевозки: